oriter (oriter) wrote in psyconsulting,
oriter
oriter
psyconsulting

Categories:

еще раз Масленица - верный ответ? ))

Наверное, многих уже достали многочисленные версии по поводу народно обожаемой картины Масленица, но однозначного ответа все еще нет, а мой вариант - нечто свежее и претендует на роль верного ответа))
upd. Решил его запостить все-таки еще и здесь, поскольку на ru_filin пока не так много мнений. Жду ваших комментов.

Честно сказать, про всю эту масленицу прочитал только вчера. Но втянулся и нашел, как мне кажется, правильный ответ.
Проверяя, не было ли чего-нить похожего в комментах, очень удивился, что при таком обилии подсказок и иллюстративного материала многие комменты писались «исключительно, в качестве очередного бреда))». Это, конечно, очень весело – «весь этот бред», но в целом варианты, основанные на всяких домыслах, изощренностях и прочих снеговиках со сведЕнием к минимуму использования психологии и логики, не слишком приближают нас к нахождению решения. Это как пальцем в небо...

Сначала о том, почему следует отмести некоторые распространенные варианты.
Итак, следующие утверждения неверны или маловероятны (курсивом объясняется почему):
1) профессора нет, он всех разыграл, или[info]shaltai_baltai всех разыграл, или профессор просто не знал, что картина срисована с картины настоящего художника, а потому ошибся.
Это очень маловероятно. Во-первых, профессор Филин, судя по тому, что о нем писали на Сачке, - прекраснейший человек и вряд ли стал бы так жестоко обманывать своих студентов, только чтобы посмотреть, какие у них фобии или еще по какой-нить причине. Шалтай-балтай также вызывает у меня доверие. Во-вторых, то, что в гостинице Украина (или в какой там?) висела скорее нормальная копия картины Антонова, а не наша любимая)) Масленица – каждый может ошибиться, память не резиновая. Но то, что Масленица присутствует в альбоме с названием «Фрейд: новые иллюстрации» явно показывает, что какая-то болезнь, определяемая по картинке, у нарисовавшего ее Куплина все-таки есть.

2) дело в решетках на окнах
Вполне возможно, что когда-то эта или похожая картина и упоминалась в связи с тем, что психбольной не может себе представить дома без решеток. НО – 1) назвать запечатленное на картине решетками язык не поворачивается; 2) даже если в хорошем качестве там видны решетки – это вовсе не признак никакой особенной фобии, человек привык к решеткам на домах и рисует их на домах… возможно, отчасти это и может указывать на нечто наподобие агорафобии, но, в любом случае, решетки, даже если они и есть, - это частный признак, а «дело не в мелких деталях».

ну и 3) дело в снеговике
Надеюсь, что все кто еще сомневается насчет снеговика, поймут, наконец, что чел просто пошутил так…


Конечно, все комменты во всех темах я не просматривал. Просмотрев небольшую часть, я юзал поиск по словам в остальных постах. Из того, что нашел, вот несколько предположений, которые были наиболее близки к нахождению верного имхо решения:

1) «тут нужно что-то более обширное… возможно взаимодействия всего на этой картине…» (сорри, имя автора не скопировал)

Именно этим и займемся.

2) «Ребят я все-таки хочу обратить ваше внимание, что человек жил в мире собственных иллюзий… Мне кажется это тоже ключ…
Получается так что переделывая оригинал, он убрал от туда все что не хотел видеть…» (сорри, опять без имени автора)


3) hovon
2006-12-03 01:51 pm UTC (ссылка)
«Мне кажется, важно обратить внимание на то, что автор картины жил в мире своих фантазий.
«человек не видел вокруг себя НИЧЕГО , кроме своих фантазий и желаемого( только вдумайтесь).»


«-- агорофобия, по его словам очень близко»
Давайте сопоставим… человек который живет в мире собственных фантазий страдает чем-то близким к агорофобии.
С одной стороны, если вдуматься это кажется просто нереальным.
Как он может страдать агорофобией … если он в это же время может быть где угодно и видеть все что захочет…»



Итак, Куплин, «срисовывая» картину, основывается на каком-то реальном оригинале. Нам следует сосредоточить внимание на отличиях куплинской картины от оригинала. То, что он в картину привносит от себя – уже явно основывается либо 1) на его самостоятельном желании, чтобы было так (и именно ЖЕЛАНИИ, а не страхе, раз он выдает желаемое за действительное), либо 2) на отсутствии мастерства настоящего художника. Вторым фактором как раз можно объяснить всякие неестественные позы коней и прочие мелочи, которые иногда приводились юзерами как возможные признаки умственного расстройства.
На картине много свободного пространства и автор Масленницы его не боится – вместо агорафобии, боязни широких пространств, тут кое-что почище. Куплин не отождествляет себя с людьми на санках, он смотрит на них, а они смотрят на него.

4) mashusena
2006-11-29 06:24 pm UTC (ссылка)
«Проанализировав версии (плюс то, что экзаменатор сказал отбросить все лишнее на картине), мне кажется, что это кладбище. После этого на картину страшно смотреть стало. Они из-под земли как бы наполовину вылезли. Фобия-боязнь смерти. ( ну или ему казалось, что он мертвых видит).»


Mashusen’ой и многими другими разрабатывалась версия о смерти. Но Филин сказал, что люди, вылезающие из могил – мимо...
И вот еще последняя цитата:

5) olegin
2006-11-30 07:45 pm UTC (ссылка)
«Ответ был: вы правы, но вы не в роли чучела, немного другое.
не вы а сам автор картины, он патологически боялся смерти»

В точку – в роли чучела сам автор картины, но мимо - боязнь смерти.

и теперь самое главное – ответ на замучивший людей вопрос:

Куплин был человеком, который боялся не смерти, он БОЯЛСЯ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ. Он жаждал умереть, он всеми силами своей больной души стремился оказаться в могиле. Возможно, он был из таких пациентов, которым в психушке не давали вилок, и кисточки у него были какие-нибудь особенные, чтоб без острых концов.
Куплин, видимо, обожал свою картину – это его «желаемое», автор видел себя чучелом масленницы.
Что можно такого заметить на картине, что подтверждало бы эти слова??


В отличие от оригинала Антонова на картине нашего больного:

1) черные дома стоят строго впереди желтых. Черные дома символизируют землю могилы, желтые - надгробия. конечно, надгробия чаще светлее, не желтого цвета, но восприятие у психических особенное, желтый цвет опять же любят... хотя один светлый домик сзади есть все-таки – это надгробие ракурс сбоку)) - поэтому земли не видно. А там, где два черных впереди одного желтого – это родственники похоронены – надгробная плита общая

2) рядом с черными домами геометрически правильные огороженные территории, за которыми растут кустики там всякие, тогда как у Антонова растительность расположена кусочками как придется. Эти ограды – как на кладбище.

3) хотя кони типа куда-то рвутся, а погонщики типа машут, правильно было замечено, что картинка создает впечатление абсолютной статичности – люди сидят на санях, улыбаются (спасибо[info]dvanoltri, ибо если не приглядываться – кажется, что многие грустят) – смотрят на могилу Куплина и прощаются с ним. Другие люди стоят кучками у других могил. Он так рад, что они там наверху, а он уже успокоенный – в земле. Естественно, Куплин все-таки срисовывал картину, поэтому ему ПРИШЛОСЬ нарисовать коней там всяких, но они получились совершенно никакими, а вот улыбающиеся лица народа, смотрящие на масленницу-куплина – все-таки жутковаты… (хотя для куплина – самое оно)

4) ну и стандартный аргумент - само название картины – Масленица, тогда как в оригинале что-то про новый год. Сжигание чучела масленницы символизирует положение в могилу Куплина.

Естественно, автор не мог в этом случае нарисовать кладбище и себя на нем непосредственно, ибо срисовывал с другой картины, но его бессознательные желания во всем своем цвете отразились на куске коробки, скрываясь под масками других предметов, что вполне соответствует фрейдовской теории.

А теперь, перечислю некоторые не названные еще косвенные признаки, которые также подтверждают мою версию:

• агорафобия, действительно, получается близко – только он боится не широкого пространства, а быть в пространстве вообще – хочет лечь в гроб и умереть
• сразу понятно, откуда происходят неестественность картины, невозможность присутствовать в подобном месте – просто вещи, срисованные с оригинала художника Антонова, перемешиваются в ней с бессознательными устремлениями Куплина
• и самое существенное – точно такая же тема желания смерти в куплинском Девятом валу.
Два Девятых вала есть здесь:
http://i28.photobucket.com/albums/c203/alexonya/maslenitsa/ayvaz.jpg
http://i28.photobucket.com/albums/c203/alexonya/maslenitsa/shtorm.jpg

Объясняю про Девятый вал.
У Айвазовского «Девятый вал» - картина романтическая, она о судьбе людей-героев, которые из последних сил борются со стихией, и вот уж солнце выглядывает и есть надежда, что страшная волна пройдет, они уцелеют и все будет замечательно. Потрясающая картина! Что же у Куплина? ну не считая техники и тому подобного. Первое, что бросается в глаза – люди – беспомощные, скованные, невесть как выживающие на этой мачте, да и вообще на этой земле. Один из них, кажется, приподнимается на мачте, чтобы встретить своего избавителя – волну! Ну и главное тут – волна! Сравните – у Айвазовского по центру идет огроменная волна, а за ней, справа, собирается еще одна большая волна, но не такая уж критическая, даст Бог, пронесет – справятся человеки. А у Куплина по центру тоже волна ого-го, но справа, справа-то ваще что-то нереальное – ровная всепоглощающая волна еще только начинает собираться, а уже почти выше той, что по центру. Создается впечатление, что эта волна через миг сомкнется с небом и у потерпевших крушение не останется никаких шансов. Но, как же это – никаких шансов – грит Куплин – все в кайф: все захлебнутся и утонут, ох, как же это сладко)) Его воображение опять рисует перед ним картину «желаемого», на этот раз он ассоциирует себя с одним из людей на мачте – благо, никто из них не смотрит с картины прямо на нас, как в Масленице.

Конечно, все это толкование не совсем полно. Подсказка о том, что ключевыми словами являются вода и воздух остается непримененной, хотя возможно, что между профессором и Шалтай-болтаем просто возникло недопонимание, и профессор Филин имел ввиду что-нибудь другое. Может он, например, хотел, чтоб студенты мыслили через категории вода, воздух.. ну а там и до земли недалеко – могилы и все такое. Может, конечно, профессор под заболеванием и совсем другое что-нибудь имел ввиду. Но все равно, я думаю, что главная проблема Куплина заключалась именно в стремлении к смерти и, соответственно, страхе продолжать жить... А в перерывах между срисовыванием известных картин он развлекался рисованьем гробиков, трупиков и пр. и пр. брррррр..... =))

з.ы. спасибо[info]alexonya за замечательную систематизацию дискуссии по Масленице
Subscribe

  • "Теория и практика гештальт-терапии"

    Добрый день! Если вам интересна практическая психология, есть интерес к себе и другим людям, к методам работы гештальт-терапевта, если вы мечтаете…

  • Эдиплв комплекс. Фильмы

    Добрый день! Буду очень благодарна за рекомендации фильмов, в которых раскрывается то, как переживается Эдипов комплекс уже взрослыми людьми -…

  • Язык мой - враг мой

    Originally posted by sapojnik at Язык мой - враг мой Бегло просматриваю новости, натыкаюсь взглядом на такую "Жителям Техаса…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Теория и практика гештальт-терапии"

    Добрый день! Если вам интересна практическая психология, есть интерес к себе и другим людям, к методам работы гештальт-терапевта, если вы мечтаете…

  • Эдиплв комплекс. Фильмы

    Добрый день! Буду очень благодарна за рекомендации фильмов, в которых раскрывается то, как переживается Эдипов комплекс уже взрослыми людьми -…

  • Язык мой - враг мой

    Originally posted by sapojnik at Язык мой - враг мой Бегло просматриваю новости, натыкаюсь взглядом на такую "Жителям Техаса…